Взяточничество - Аксёнова А. Г.

Публикация статьи "Взяточничество" Аксёнова А. Г. в журнале Pro Бизнес

Новеллой в уголовном законодательстве стало появление статьи за мелкое взяточничество. Теперь с июля 2016 года к уголовной ответственности за получение взятки может быть привлечено должностное лицо, которое получило от взяткодателя денежные средства и до десяти тысяч рублей. В этом случае виновный может лишиться свободы сроком до одного года.

С появлением новой статьи, в санкции предыдущей статьи за взяточничество внесены серьезные изменения. С названного периода за получение взятки свыше 10 000 рублей, в зависимости от суммы, может привести к реальному лишению свободы сроком на 15 лет:

- от 10 000 до 25 000 рублей – до трех лет;

- от 25 000 до 150 000 рублей – до шести лет;

- от 150 000 до 1 000 000 рублей – до двенадцати лет;

- от 1 000 0000 рублей – до пятнадцати лет.

Очевидно, что наказание за рассматриваемое преступление законодателем установлено суровое. Помимо, лишения свободы санкция статьи по взяточничеству предусматривает и выплату виновником штрафа, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Размер штрафа и срок лишения должностных прав устанавливается с учетом размера полученной взятки.

Законодателем недаром устанавливается такое суровое наказание, т.к. взяточничество является преступлением коррупционной направленности и относится к тяжким должностным преступлениям, связанных с реализацией должностных функций.

Кстати, говоря, коррупция, сама по себе, - Коррупция – явление историческое. В России коррупция зародилась еще в древности. И с момента ее зарождения общество и государство решительно борется с ней.

Борьба с коррупцией в России появилась еще при Иване Грозном, на основании Указа которого чиновников-взяточников «надлежало немедленно казнить».

Но на этом распространение коррупции не прекратилось. Не остановило ее рост ни жестокое наказание, ни назначение стабильного жалования чиновникам.  В  19 веке коррупция стала механизмом государственного управления и постепенно дошла до наших дней.

В современном обществе вырабатываются эффективные меры по борьбе с коррупцией. На сегодняшний день в мире приято не малое количество законов по предупреждению и искоренению преступлений коррупционной направленности.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», нормы международного права и иные нормативно-правовые акты.

Не лишним будет напомнить, что основной составляющей взяточничества является взятка, оплачивающая незаконные действия взяткополучателя, входящие в его компетенцию, в интересах взяткодателя.

В российском законодательстве термином «взятка» обознается подкуп должностных лиц (государственных, муниципальных служащих). Если же взятку получает сотрудник коммерческой организации, то речь будет идти не о взяточничестве, а о коммерческом подкупе.

Одной из составляющих взяточничества является получение должностным лицом взятки лично или через посредника:

- за действия (бездействие) в пользу взяткодателя либо, представляемых им третьих лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица;

- за действия (бездействие) в пользу взяткодателя либо, представляемых им третьих лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но в силу своего служебного положения он может способствовать таким действиям (бездействию);

- за покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю либо, представляемым им третьим лицам;

- за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя либо, , представляемых им третьих лиц.

Если же чиновник получает материальные ценности якобы для последующей передачи их иному лицу без намерения совершить это, такие действия будут квалифицироваться как мошенничество с использованием своего служебного положения.

Должностное лицо, получившее денежные средства, за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений, не может нести уголовную ответственность за взяточничество. Также действия должностного лица по принятию материальных ценностей за совершение действий (бездействия), хотя и связанных с его служебным положением, но при этом не относящимся к его полномочиям как представителя власти, организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, не будут образовывать состав преступления по получению взятки.

В подобного рода случаях, действия должностного лица, в зависимости от обстоятельств, будут квалифицироваться как злоупотребление либо превышение должностных полномочий.

Учитывая, что взяточничество, является одним из опасных преступлений против интересов службы, будь то государственная или муниципальная, правоохранители пристально наблюдают за чиновниками. При получении малейшей информации, проводятся оперативные мероприятия, доследственные проверки, и, как правило, возбуждаются уголовные дела. Соответственно, попав под прицел, правоохранительных органов, возникают особые сложности в избежание привлечения  к уголовной ответственности и, тем более, если чиновник «был пойман с поличным».

Однако, состав взяточничества тесно переплетается с иными составами преступлений, поэтому любое дело по получению должностным лицом денежного вознаграждения (иных материальных ценностей) требует тщательного расследования, индивидуального подхода, и при грамотной защите, с учетом использования основополагающих принципов, прописанных в уголовном и уголовно-процессуальном законах, квалификация действий виновного может быть изменена.

Только при осуществлении правосудия по преступлениям коррупционной направленности, с соблюдением принципов независимости судебной власти, равноправия и состязательности сторон, соблюдения прав и законных интересов человека, возможно установление истины по делу.

Взяточничество - Аксёнова А. Г.Взяточничество - Аксёнова А. Г.Взяточничество - Аксёнова А. Г.
Товаров:0
На сумму:0