Досудебные претензии

Претензия! Как много в этом звуке для участников суда слилось!!!

Наверное, нет более раскрытой темы, чем составление претензий, когда контрагент не исполняет обязательства по договору. Последние изменения в досудебном регулировании спора было в июле 2017 года, а именно вступил в силу Федеральный закон No 147-ФЗ, которым были внесены поправки в Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. Основные изменения коснулись претензионного порядка по спорам в сфере защиты интеллектуальных прав.

Также поправки коснулись ряда дел, по которым соблюдение претензионного порядка не требуется, а именно, дела приказного производства, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов. А также дела, которые связаны с выполнением судами функций контроля и содействия в отношении третейских судов.

Однако, практика показывает, что про правила составления и направления претензии стоит обсуждать чаще. Так Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.02.2018 по делу No А40-233364/2016 и Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 по делу No А41-39727/2017 еще раз доказывают, что судебный спор можно проиграть, если Вы не досудебный претензионный порядок. В связи с этим обсудим основные правила претензионной работы.

Первое нужно проверить сам договор на наличие условий досудебного урегулирования. Если вышеуказанный порядок прописан, то Вы должны его соблюдать. При этом на практике указание в договоре на урегулирование спора путем проведения переговоров, суд расценивает как обязанность направления претензии.

Кроме того, по некоторым договорам обязательное соблюдение претензионного порядка установлено законом. Мы не будем перечислять все, но остановимся на основных спорах в рамках бизнеса, которые требуют соблюдения досудебного порядка:

  • споры при заключении государственного или муниципального контракта;
  • споры при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд;
  • споры о выплатах по договору ОСАГО;
  • споры, которые возникают из грузоперевозок;
  • споры, которые возникают из авиаперевозок груза, почты;
  • споры, которые возникают из ж/д перевозок груза;
  • споры, которые возникают из перевозок пассажиров, груза автотранспортом;
  • споры, которые возникают из-за перевозок груза морским транспортом;
  • споры, которые возникают из перевозок внутренним водным транспортом;
  • споры, которые возникают из договора транспортной экспедиции (претензии экспедитору);
  • споры, которые возникают из договора перевалки груза;
  • споры, которые возникают из договора об оказании услуг связи;
  • споры о нарушении исключительных прав.

При несоблюдении досудебного порядка суд возвращает исковое заявление в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 129 АПК РФ, а в случае принятия искового заявления к производству, то оставляет его без рассмотрения согласно пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.

В дальнейшем обсудим содержание претензии. Все знают, что нужно указать наименование и адрес лица, которому направляется претензия. Дополнительно можно указать ИНН.

Вам также нужно помнить, что последствия несоблюдения досудебного порядка могут наступить, если претензия отправлена не на юридический адрес. Позиция судов по данному вопросу однозначная, но многие допускают ошибку, направляя претензию по адресу для отправки корреспонденции. А в последнее время направляют претензию при помощи электронного обмена документами, так как это указано в договоре.

В марте 2018 года правительство РФ обсуждают вопрос о придании адресу электронной почты статуса юридического. Вице-премьер Аркадий Дворкович рассказал об этом на форуме в Калининграде. В частности, было сказано, что планируется внести поправки в гражданский и налоговый кодекс. Но это пока в стадии обсуждения.

Таким образом, чтобы избежать негативных последствий рекомендую направлять претензию на все известные адреса, включая юридический адрес.

В дальнейшем в тексте претензии нужно подробно описать какие Ваши права и интересы нарушены, указывайте ссылку на нарушенные пункты договора и нормы законодательства. И в конце прописывайте Ваши требования, который должен исполнить получатель претензии. Не забудьте указать реквизиты для оплаты задолженности или контакты для урегулирования спорного вопроса.

Также нужно помнить, что претензия не предоставляет Вам право не составлять мотивированный отказ от приема работы Претензия направляется с целью соблюдения досудебного порядка. Направление претензии не позволит Вам доказать в суде, что работы Вами не были приняты.

В соответствии с изменениями срок отправки и получения претензионного письма 30 календарных дней. Если в установленный срок Вам не ответят, то Вы имеете право обратится в суд за защитой своих нарушенных прав.

Товаров:0
На сумму:0